Адресат гигантских фигур неизвестен!

Василий Мицуров

В южной части Перу, в 50 километрах от побережья Тихого океана, лежит горная местность Наска. Она получила свое имя от народа, появившегося там за 200 лет до Рождества Христова, а исчезнувшего, скорее всего, в V веке нашей эры. Почвы в этих местах скудные, однако древние наскийцы кормились все-таки в основном земледелием и оставили ирригационные сооружения, сохранившиеся до наших дней.

Письменности у этого народа не было. На основе археологических раскопок и местных легенд ученые пытаются реконструировать его историю, но безуспешно.

На ровном плато, прорезанном рекой Инхенио, на высоте около 800 метров над уровнем моря в 30-е годы обнаружены с самолета тысячи линий различной длины и ширины, десятки спиралей, изображения животных, птиц, рыб, насекомых. Количество линий на плато достигает 13 тысяч! Большинство из них имеет длину сотни метров, другие тянутся на километры. Есть линии длиной до 10 километров! Ширина одних линий составляет 15-20 сантиметров, других - около полуметра, а третьи напоминают по длине и ширине взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Поражает точность, с какой проводились эти линии. Среднее отклонение по направлению не превышает 2,5 метра на один километр, что соответствует пределу точности современной фотометрической съемки. Технология нанесения линий и рисунков на грунт была довольно простой. Снимался верхний слой каменистой почвы, тем самым обнажался нижний, более светлый слой. Этого оказывалось достаточно, чтобы линии или рисунки были заметны с высоты птичьего полета или выше. Убранные камни складывали в стороне от линий, при этом каменные кучи старались расположить рядами.

Некоторые наскийские фигуры очень велики. Самые известные изображают обезьяну, паука, кашалота и - человека. Можно стоять в центре фигуры и видеть вокруг себя лишь каменистую красноватую почву, кое-где '* поросшую чахлой, выжженной солнцем травой. Кому были адресованы эти загадочные письмена? Неужели местным "воздухоплавателям"?

Для подтверждения этой гипотезы американец Дж. Вудман и англичанин Дж. Нотт построили из листьев тростника примитивный воздушный шар и, наполнив его горячим воздухом, пролетели над плато на высоте ста метров. А перуанский летчик Э. Эррано соорудил по древним рисункам, как он утверждает, дельтаплан и кружил над пустыней около полутора часов. Кстати, в захоронениях пустыни Наска были найдены остатки тканей такой большой плотности, что их вполне можно было использовать для изготовления воздушных шаров.

Каково же назначение этих линий и фигур? Неужели целые поколения наскийцев занимались титаническим трудом, явно лишенным смысла? Было выдвинуто предположение, что всю эту сеть линий и фигур создали инопланетяне для целей межпланетной навигации. В 1960-е годы в бестселлере Эрика фон Деникена "Колесницы богов" отстаивалась именно такая точка зрения. Был снят и фильм "Воспоминание о будущем", тоже имевший шумный успех.

Но раздавались и более трезвые голоса. Немецкий археолог Мария Райхе, работавшая на плато Наска около четверти века, как-то заметила, что "земля там очень мягкая; я боюсь, что космонавты в ней просто застряли бы". Она одной из первых высказала предположение, что рисунки и линии пустыни Наска - это астрономический календарь. "Для древних народов положения солнца и луны служили календарем, - писала она. - По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому здесь так много линий".

Однако английский исследователь Дж. Хокинс с помощью компьютера просчитал направления и соотношения основных линий плато Наска и не нашел в них тех закономерностей, которые присущи астрономическим сооружениям. Значит, это - не календарь? Одновременно выяснилось, что основные полосы направлены на самые высокие горные вершины Анд.

В ходе недавней экспедиции, организованной телевидением Би-Би-Си, археологи пришли к выводу, что "взлетные полосы" наскийцев имели культовое значение. Каждая из них - своего рода дорога к одному из местных богов, по которым под звуки дудок двигались некогда массовые процессии молящихся. Боги же отождествлялись с горными вершинами.

Подчеркнем, что оросительная система древних наскийцев использовала в основном талые воды с гор. Климатологические исследования показали, что примерно 1400 лет тому назад ледники и снеговые шапки вершин в этом регионе резко уменьшились. Для наскийцев это означало засуху и жесточайший голод. Тогда, возможно, и были проложены их до-' роги к богам. Но огромный труд пропал даром, молитвы услышаны не были - и народ наскийцев практически полностью вымер.

Сходное объяснение предложено и для фигур-изображений. Они должны были предстать перед богами, восседавшими на горных вершинах, а для наскийцев, по-видимому, служили ритуальными тропами, по которым шли молящиеся. Каждая фигура образована одной сплошной полосой, а по ширине как раз такова, чтобы можно было пройти гуськом. Похоже, наскийцы верили, что, обходя фигуру обезьяны или паука, они приобщаются к их ловкости и хитрости.

Есть и другое объяснение. В этих местах издавна изготавливают наркотическое средство, "возносящее" человека над унылой, обыденной жизнью. Хорошо известно, хотя и по сей день не объяснено, что во сне или в состоянии транса человек иногда видит как бы сверху себя, свой дом, а то и целую деревню или квартал. Английский этнограф Пирс Витебский, беседуя с местными шаманами, пришел к выводу, что этот наркотик способствует именно такому отрешенному зрению, которое аборигены считают отделением души от тела, и что фигуры-рисунки на плато Наска были созданы для таких вот возносящихся под действием наркотика душ.

Удалось прояснить и то, как достигалась феноменальная прямизна линий на местности. В захоронениях в этом районе находят в большом количестве вогнутые металлические зеркала. Они внешне напоминают глубокую тарелку эллипсоидной или круглой формы диаметром до полуметра. Поверхность их тщательно отполирована. Солнечный зайчик от такого зеркала виден за несколько километров. Наш исследователь В.П. Бабанин предположил, что с помощью таких зеркал проводилась разметка на местности. "Даже если тайна фигур Наска никогда не будет разгадана, - замечает одна из первых исследователей плато Мария Райхе, - они навсегда останутся в числе прекраснейших творений человеческого гения".


 
Наверх Назад

design by Ares
Copyright © 2003 Храм Непознанного

Hosted by uCoz