Олег Радин
Петербурженка, учительница литературы Наталья Васильевна Якушева, проживающая на Правом берегу Невы в районе Володарского моста, испытала странное явление: после перенесенного тяжелого заболевания она вдруг стала слышать внутри себя музыку! Это всегда были классические произведения Бетховена, Баха, Рахманинова, Чайковского. Иногда "концерт" внезапно прерывался, затем также внезапно возобновлялся. Но самое любопытное заключалось в том, что "концерт" могли слышать другие люди, если прижимали свое ухо к уху Натальи Васильевны!
Когда она обратилась к отоларингологу, он тоже услышал "концерт" через стетоскоп, трубки которого были вставлены в уши пациентки. Врач посоветовал ей обратиться к специалистам по аномальным явлениям, поскольку сам никогда с подобным не встречался.
Экспертная группа, в которую входил и автор этих строк приехала к Якушевой, убедилась в наличии феномена, что называется, собственными ушами, и стала выяснять сопутствующие детали. Оказалось, что "концерт" у Натальи Васильевны прекращается, когда она моет посуду, моется под душем или в ванной. Причем, через минут пятнадцать-двадцать звучание возобновляется.
Вообще говоря, подобный феномен в специальной литературе был известен еще с 30-х годов. К одному американскому психиатру обратилась пациентка, которая стала внезапно слышать "внутри головы" музыку и разные голоса. Психиатру быстро удалось установить, что пациентка "слышит" передачи мощной местной радиостанции, и это началось у нее после посещения зубного врача, когда в зубной пломбе оказались кристаллы карборунда, сработавшие как детектор радиоволн.
К сожалению, Наталья Васильевна эту гипотезу не подтвердила: ни до болезни, ни после она к зубному врачу не обращалась. Но все же на следующую встречу мы прихватили всеволновый приемник высшего класса "Ленинград-002". Проверили на нем все диапазоны, но "станция", звучащая в ушах Натальи Васильевны, не обнаружилась. Правда, поблизости от ее дома располагалось целое антенное поле, и музыку могла передавать какая-либо "глушилка" или радиомаяк.
Как известно, детекторный приемник, имеющий антенну (в данном случае ее роль выполняло тело человека) будет работать громче, если к нему подключить еще и заземление. Результат заземления Натальи Васильевны получился прямо противоположный - "передача" исчезла! Однако женщина очень обрадовалась - мы случайно "подсказали" ей простейший способ отключать надоевшую музыку. После этого, занимаясь своими делами или ложась спать, она "заземлялась" через водопроводный кран, либо батарею парового отопления.
Учительница согласилась участвовать и в дальнейших наших экспериментах. В одной из радиотехнических организаций стояла хорошо экранированная от всех радиоволн металлическая камера. Мы поместили в нее Наталью Васильевну. Когда она вошла камеру, музыка стала значительно тише, а когда закрыв дверь - полностью исчезла!
И хотя нам так и не удалось разгадать природу явления, одно стало ясно - к психиатрии этот случай отношения не имел. В дальнейшем "музыка в ушах" у женщины постепенно становилась тише, а спустя год и вовсе исчезла...
Жительница Нижнего Новгорода С. Курганская 19 декабря 1991 года прилегла дома с книжкой на кровать. Вдруг в правом ухе у нее прозвучал сигнал в виде очень длинного "ли". Сигнал шел с перерывами, напоминая азбуку Морзе, причем его слышали сослуживцы женщины, а старший сын даже записал писк на магнитофон.
Когда наш архив пополнился еще один подобным случаем, мы решили сообщить о них известному пермскому психиатру Г. П. Крохалеву, которому в свое время удалось зафиксировать с помощью фото- и киносъемки зрительные галлюцинации у больных, страдающих тяжелой формой алкоголизма. Но пермский врач опередил нас - он сумел с помощью магнитофона зарегистрировать звуковые галлюцинации у своих пациентов!
Первые эксперименты были чрезвычайно просты: врач брал трубки от фонендоскопа, вставлял в уши пациентов, а другиеконцы трубок находились в ушах врача. В частности выяснилось, что слуховые галлюцинации начинают звучать громче, если к мочкам ушей больных приложить постоянное напряжение в 10 - 12 вольт. У одного из испытуемых "музыка" в ушах звучала так громко, что была слышна и без дополнительного усиления.
Но самый удивительный эффект был обнаружен Крохалевым в 1972 году. Больной С., 1926 года рождения, после сильнейшего запоя в течение 10 суток испытывал яркие слуховые галлюцинации. По его словам, он постоянно слышал голоса умерших девчат из своего родного поселка, которые просили показать им город Пермь, где он проживал. Больной садился в такси, разъезжал по городу и "показывал им Пермь", пока не поступил в Пермскую городскую психиатрическую больницу.
Г. Крохалев решил записать на магнитофон эти голоса "умерших девчат" и, чтобы исключить все наружные помехи, пытался провести запись в экранированной камере. Но стоило больному зайти в камеру и закрыть дверь, как "голоса" из "потустороннего мира" исчезали! Они появлялись вновь, когда С. выходил из камеры.
Это наблюдение обещало совершить полный переворот в психиатрии: зрительные и звуковые галлюцинации оказались не "внутренним мнимым субъективным фактором", а наведенным извне! К тому же здесь не было и самовнушения - больные, входя в камеру, не догадывались, что оказываются в экранированном от внешних воздействий помещении.
Аналогичные эксперименты по записи на магнитофон слуховых галлюцинаций провели трое итальянских парапсихологов (профессор, инженер и врач в 1979 году. По результатам этих экспериментов, Г. П. Крохалев высказал весьма "кощунственную" идею: "Я предполагаю, что помещение психических больных с галлюцинациями в экранированную камеру прерывало влияние на них тонкого (астрального) мира".
Любопытно, но у психически здоровых людей звуковые и зрительные галлюцинации начинают появляться именно при помещении в изолированные камеры. Такие же явления происходят в глубоких пещерах и звукоизолированных подземельях. Известный петербургский исследователь подземелий П. Мирошниченко подтверждает: "Если просидеть под землей в одиночку несколько часов, начинают "звучать" чаще всего женские голоса, хотя бывает и музыка". Однажды я слышал хор, исполнявший песню "Варяг". Зрительных видений лучше не дожидаться: если они придут, то могут уже и не уйти..."
design by Ares Copyright © 2003 Храм Непознанного
|