Юрий Коптев
Для того времени, когда мы еще не были приучены к триллерам, финал этого фильма производил жуткое впечатление. Из-под кладбищенской земли вставали умершие люди. С бессмысленными лицами, еле передвигая ноги, все увеличивающаяся толпа зомби направлялась к ничего не подозревающему спящему городу, - страшный вымысел сценариста, воплощенный в кинокартине "Шествие живых мертвецов".
Но чистый ли это вымысел, нет ли здесь хотя бы доли правды?
По свидетельству Уильяма Сибрука, встретившего, как он говорит, одного из этих ужасных созданий, "самое чудовищное в них - глаза. И это не игра моего воображения. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным, пустым... Оно не просто ничего не выражало - оно было лишено возможности что-либо выражать". Участь зомби страшна, потому, что это автомат без разума, обреченный жить в полусне, занимаясь тяжелым физическим трудом. Он может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но ничего не помнит о воем прошлом и не знает о своем настоящем. Он смотрит в глаза тех, кого любил, абсолютно не узнавая их, может пройти мимо собственного дома.
Одну из самых знаменитых историй, относящихся к началу века, рассказала американская писательница Зора Херстон, которая не только видела, но даже сфотографировала зомби.
В 1909 году скончалась очаровательная молодая девушка по имени Мария. Через 5 лет после ее смерти в окне одного из домов столицы Гаити Порт-о-Пренс ее увидели бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался что-либо рассказать о ней, и за расследование взялся отец Марии. Когда в дом с обыском пришли представители властей, ни хозяина дома, ни девушки там уже не было. По городу поползли зловещие слухи, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби. Чтобы успокоить жителей, могилу девушки вскрыли. Но слухи только усилились - в гробу оказался скелет высокого человека, одетого в женское платье. Родителям все-таки удалось разыскать Марию и вывезти с Гаити под видом монахини, хранящей обет молчания.
В конце XVIII века на принадлежащие тогда Франции Вест-Индийские острова, к которым относился и Гаити, из Дагомеи (сейчас это Бенин), завезли свыше 400тысяч африканских рабов, исповедующих религию вуду. Оторванные от родины и семей, чернокожие невольники не забывали своих традиций, поэтому многие из них, приняв католичество, внесли туда элементы своих ритуалов. Французские власти запрещали вуду с ее зловещей мистикой, но это только увеличило ее популярность и число последователей,
У вуду два направления. Одно -вера и поклонение богам предков, а другое, мистическое - проповедь магии, колдовства, веры в чудовищ, убийц и воскрешение из мертвых. Важной частью некоторых ритуалов были жертвоприношения свиней, кур и петухов.
Согласно религии вуду, после смерти человека священник находит покинувшей тело душе новое жилище, - специально освященный ящик. Именно отсюда душа предка оберегает семью от несчастий и дает советы . Однако в момент переселения она может попасть в руки дьявола или колдуна (бокора), который с помощью черной магии может оживить труп, и тот будет беспрекословно исполнять чужую волю. Колдуны перевоплощают людей из мести или для того, чтобы использовать их как дешевую рабочую силу на тяжелых сельскохозяйственных работах.
Только бокоры могут создавать зомби. Как только стемнеет, колдун пробирается к дому намеченной жертвы. Там, прижавшись губами к щели, колдун "высасывает" душу и помещает ее в бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает, чахнет и умирает. В полночь после погребения колдун с помощниками раскапывает могилу и подносит бутыль с душой под нос трупу, реанимируя мертвеца.
Затем несчастного проводят мимо его собственного дома. Считается, что после этого жертва никогда не сможет узнать его и вернуться туда. На следующем этапе зомбирования жертву отводят в дом бокора и дают выпить специально приготовленное зелье.
Английский антрополог Френсис Хаксли рассказывает историю об одном зомби, который бесцельно бродил по своей деревне и в конце концов был препровожден в полицейский участок. Но служившие настолько испугались этого явления, что выгнали зомби обратно на улицу. Через несколько часов кто-то, сжалившись над несчастным, дал ему выпить соленой воды. Тот пробормотал свое имя и назвал колдуна, похитившего его. Спустя два дня зомби умер вторично и был погребен окончательно.
В книге "Вуду на Гаити" Альфред Метро пишет: "В Порт-о-Пренсе даже среди образованных людей большинство, хотя бы отчасти, но верят зловещим историям о зомби. Католические и протестантские священники рассказываю о том. что они собственными глазами видели умершего, отпевали его. закрывали гроб крышкой и помогали закапывать могилу, а затем через несколько дней встречались с ним, живым, но невменяемым".
Чтобы бокор не смог достать труп и превратить его о зомби, зажиточным жителям Гаити приходилось бетонировать могилу, бедные же хоронили своих родных или у себя во дворе, или на обочине оживленной дороги. Поскольку для зомбирования нужен свежий труп, родственники часто устраивали над могилой круглосуточное дежурство. Иногда трупу, "чтобы привести его в негодность", протыкали голову, или накачивали тело ядом.
Еще Платон рассказывал о человеке по имени Эр из Памфилии, который был убит во время сражения. "Через десять дней стали подбирать тела, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа на костре, он вдруг ожил".
Согласно свидетельству английского монаха Беде Достопочтенного, некто Каннингем из Нортамбрайнса заболел. "Ему становилось все хуже и хуже, пока не наступил кризис и однажды ночью он умер. Но на рассвете он вернулся к жизни и внезапно поднялся и сел к величайшему ужасу собравшихся у его тела и оплакивающих его, которые разбежались. Только жена, любившая его больше всех, осталась с ним, напуганная и трепещущая".
Встречаются такие сообщения и в более позднее время, но во всех этих историях неизвестно, умер ли данный человек, или же только находился без сознания и мы имеем дело с ошибочным установлением факта смерти. Но, возможно, в древнем мире действительно были известны какие-то способы возвращения к жизни, например реанимирование с помощью массажа акупунктурных точек.
Не так давно была предложена довольно смелая гипотеза. Суть ее такова. Излучения множества биологически активных точек на теле человека создают несколько оболочек, - своеобразную "матрешку". Таким образом, собственно тело - только видимое ядро. При умирании, то есть разрушении ядра, начинают рассасываться и окружающие его оболочки. : Полный период их распада примерно 40 дней, когда фиксируется последний ощутимый мозговой импульс. Если же за это время они получат из - вне энергетическую подпитку, то человека можно вернуть к жизни.
Отсюда следует, что зомби, - это , человек, который не умер, а впал в глубокий ступор. У него прекратилось сердцебиение, не обнаруживается дыхание. Спустя некоторое время , кожа начинает синеть, глаза приобретают стеклянный блеск. Не очень ; квалифицированный врач может сказать, что наступила смерть. Только опытный специалист способен распознать истину. Из этого состояния его и выводит раскопавший могилу колдун - бокор.
Исследовательница Зора Херстон пишет: "Мы долго строили теории возникновения зомби. Это, конечно не случаи воскрешения из мертвых а, скорее всего, жертвы были погружены в состояние, очень близкое к смерти, с помощью каких-то лекарств Способ их изготовления зародился В Африке и передавался из поколения в поколение. Снадобья, очевидно разрушают ту часть мозга. которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль".
Что это за снадобья? В 1982 году этноботаник Гарвардского университета У. Дэвис посетил Гаити и выяснил, что местные колдуны умеют приготавливать снадобья из рыбы, имеющей название диодон хистрикс или сферидес тестудинеус. Эта рыба, похожая на детский воздушный шарик, утыканный роговыми иголками, содержит яд нервно-паралитического действия, который, если его втереть в кожу, вызывает глубокий летаргический сон. Он сильнее цианистого калия в 500 раз! На Гаити рецепт этого яда был известен еще около 400 лет назад, и его иногда применяли рабы, чтобы убивать своих врагов или жестоких хозяев.
design by Ares Copyright © 2003 Храм Непознанного
|